Развитие мелкой моторики пальцев рук, как способ коррекции речевых нарушений                                         

 

Речь – необходимая основа человеческого мышления, мыслительные процессы развиваются и совершенствуются по мере того, как ребенок овладевает речью. С другой стороны, процесс постепенного овладения речью является одним из основных показателей нормального психического. Отчасти физического состояния ребенка.

Работа в речевых группах, логопед выделяет у детей различные двигательные отклонения. Более всего страдает функция рече-двигательного анализатора (артикуляционная моторика). Уже в ходе обследования наблюдаются  нарушения тонких движений пальцев рук. Заметные трудности ощущают дети при первичном выполнении положения пальцев. Нужный результат не всегда достигается даже после многократных повторений. Дети  слабо владеют одновременными движениями пальцев правой и левой руки.

Недоразвитие пальцевой моторики проявляется на занятиях по изобразительной деятельности: ребенку трудно дается работа карандашом, кисточкой, ножницами. Он не может размять пластилин, скатать шарик и т.д. Слабость моторной деятельности пальцев сказывается и в самообслуживании, когда ребенку требуется застегнуть пуговицу, зашнуровать ботинки …

Наблюдения многих ученных проводят тесную связь уровня развития речи и меры сформирования тонких движений пальцев рук. Существует взаимосвязь рече-двигательной и моторной деятельности, которая делает пригодной воспитание более сохранной функции для коррекции нарушений.

Развивая пальцевую моторику, мы формируем моторику артикуляционную, что способствует общему развитию речи.

 Систематичная работа над развитием пальцевой моторики формирует у ребенка координацию движений, быстроту и силу тонких движений пальцев, а это положительно влияет на развитие всех психических процессов и в первую очередь на речь.

В 1999-2000 учебном году в программу обучения детей мною были введены, наряду с обычными методами, пальчиковая гимнастика, пальчиковые упражнения с речевым сопровождением и речевые игры. Комплексы упражнений проводились как индивидуально так и с группами детей, с учетом особенностей индивидуального развития детей. Результатом проведения упражнений стало значительное продвижение в развитии детей:

  1. На занятиях по изо деятельности движения пальцев стали более координированными, работы стали качественнее, увеличилась работоспособность.
  2. Пространственные понятия «вверху – внизу, слева – справа, под – над» усваивались детьми гораздо легче.
  3. Дети стали более ориентированы в себе, четко разграничивая понятия «кулак – ребро, ладони – пальцы», названия всех пальцев.
  4. Расширился словарный запас детей, речь стала эмоциональнее.
  5. Скоординированность движений  улучшилась, возможность координации внимания на одном виде деятельности увеличилась.

Правильно подобранные упражнения в сочетании с речевым материалом способствовали усвоению детьми объективной реальности окружающего мира предметов, животных, людей, их деятельность, процессы и явления, происходящие в природе (ветер, падающий снег, листья, раскрывающиеся почки, цветы, качающиеся деревья).

            Таким образом пальчиковые упражнения, заучивание стихов развивают координацию движений, активизируют память, улучшают настроение, восстанавливают работоспособность, обостряют внимание, развивают и обогащают словарный запас детей, что способствует развитию речи и речевого мышления.

Из опыта роботы логопеда Сапранковой И.Г.

 

 

 

Создать бесплатный сайт с uCoz